Форум » Болтушка » Способы общения собак » Ответить

Способы общения собак

ЕкатеринаФ: Австрийский этолог К. Лоренц следующим об-разом характеризует способы общения собак: «Спо-собы обмена информацией между животными, живущими в сообществах, и механизмы, обеспе-чивающие бесперебойную совместную деятельность индивидов в стаде или стае, не имеют ничего об-щего с речью, на которой строится осуществление этих важнейших функций у человека. Смысл кон-кретных сигналов и различных выразительных движений и звуков у животных не условен, как смысл слов в человеческом языке, но определяет-ся врожденными инстинктивными действиями и ответными реакциями. Таким образом, «язык» каж-дого вида животных гораздо более консервативен, а их «обычаи и привычки» несравненно более ус-тойчивы и обязательны, чем у человека».

Ответов - 3

ЕкатеринаФ: Запаховая коммуникация — процесс передачи информации посредством запахов. Общаются со-баки, как и все животные, с помощью запахов дву-мя путями: или наносят запах своего тела па окру-жающие предметы, или их запахи на свое тело. У собак хорошо развито обоняние, и поведе-ние, связанное с запаховым обследованием парт-неров и оставлением запаховых меток, играет важ-ную роль. Источниками цепной информации могут быть моча, кал, выделения анальных желез, вагинальные выделения и слюна. Наибольшее количе-ство информации передается с мочой. Самцы чет-ко определяют но моче состояние течки у самки и степень ее готовности к спариванию. Выделения около анальных желез и фекалии несут информа-цию об индивидууме и играют важную роль в ин-дивидуальном распознавании особей. Запах для со-баки служит и средством опознания. Не доверяя своим глазам, собака может облаивать хозяина за 15 метров, но стоит ей уловить его запах, как ее поведение тут же меняется. Большое значение имеет запаховое метение тер-ритории: оно оповещает соседей о занятости тер-ритории, метки могут служить ориентирами для хозяев участка, а также информировать о переме-щении партнеров по стае. Собаки, живущие в во-льере или на площадке, куда никогда не заходят другие собаки, редко метят. Взрослые кобели, выросшие в изоляции, обычно не метят. Часто можно видеть, как иной хозяин оттаски-вает свою собаку от метки на снегу или отчитыва-ет своего пса за то, что он лезет под хвост друго-му. Но ведь для собаки, чтобы быть «полноценной личностью» и членом собачьего сообщества, совер-шенно необходимо такого рода общение. Запре-щая нюхать, мы лишаем ее такой возможности, обедняем ее внешний мир. Иное дело, когда домашняя собака валяется в экскрементах или на падали — тут уж любой хо-зяин не выдержит. На самом деле такое поведение также имеет непосредственное отношение к ком-муникации. Нанесение запаха на свое тело с помо-щью потирания (не обязательно это падаль иди экскременты) называется тергоровой реакцией. Известна она у многих видов млекопитающих. Тергоровая реакция наследуется, а не вырабатыва-ется в процессе обучения. Каков же биологический смысл тергоровой реакции? Одна из функций — ольфакторная мимикрия, то есть подражание дру-гому объекту. Для собак эту функцию можно рас-сматривать как атавизм. Их дикие предки могли использовать нанесение на себя запаха других жи-вотных для того, чтобы незаметно подкрасться к жертве. Иногда хищники наносят на себя сильно привлекающие вещества, например мускус (секрет мускусных желез, вырабатывающийся у некоторых видов животных, который оказывает привлекающее действие па многие виды животных). Нанесение на себя запаха падали может помогать отыскать дру-гим особям путь к источнику корма. Известны слу-чаи, когда, обнюхав собаку, вернувшуюся от па-дали, другие собаки по ее следам находили корм. Конечно, в быту эта привычка крайне неудобна, и нужно постараться отучить свою собаку от нее, хотя это бывает и непросто. Иногда животные про-сто получают особое удовольствие от запаха како-го-либо вещества, тогда они стремятся нанести его на свое тело. И, наконец, еще одна функция тер-горовой реакции — аптипаразитарная. Оказыва-ется, нанося на себя пахучие вещества (в том чис-ле и нечистоты), собака может избавляться от блох и других паразитов. Таким образом, все, что мы наблюдаем у на-ших питомцев, вполне закономерно и имеет свои корни и биологическую функцию, надо только научиться наблюдать и сопоставлять факты, тогда мы лучше поймем своего друга, не будем наказы-вать его, когда он этого не заслужил.

ЕкатеринаФ: Акустическую коммуникацию можно разделить па контактную и дистантную. К контактной сигнализации относятся звуки, которые издаются животными в ситуациях непо-средственного контакта. К таким сигналам отно-сятся: рычание, скуление, фырканье, визг, писк, щелканье зубами, пыхтение как один из способов приглашения к игре, некоторые виды лая (при об-щении с хозяином или членами его семьи как вы-ражение радости, нетерпения, для привлечения внимания, для демонстрации подчиненного поло-жения). Скуление — первый появляющийся у щенков сигнал. По своей мотивационной основе скуле-ние — ответ на дискомфорт. Скуление детенышей привлекает внимание сородичей, поддерживает ма-теринское поведение, подавляет агрессию взрос-лых особей своего вида, а иногда не только своего. Как правило, в семье собака сохраняет подчинен-ное положение но отношению к хозяину, поэтому скуление часто сохраняется у нее при взрослении, выражая либо просьбу, либо радость, смешиваясь при этом с лаем и визгом. Визг относится к звукам высокого эмоциональ-ного напряжения - боли, страха, а иногда, наоборот, радости. Визг может объединяться с лаем, со скулением, отражать множество оттенков. Визг от боли и страха - это отражение слабости, пси-хологически неприятной ситуации, в ряде случаев он блокирует чужую агрессию. Другой оттенок визга — если собака радуется, тогда на ее морде появляется «улыбка», рот приоткрыт, глаза весе-лые. Рычание издается собакой при агрессивных вза-имодействиях - это сигнал угрозы. Собака ис-пользует один вид рычания, если она защищается, и немножко другой оттенок рычания, если она со-бирается напасть. Лающая собака представляет меньшую опасность, чем рычащая, а громко рыча-щая - меньшую, чем та, которая только слегка показывает клыки, сморщив верхнюю губу. Встре-чается и другой тип рычания — игровой. В этом случае он означает имитацию угрозы. Часто рычат щенки, возясь друг с другом и со взрослыми; мо-жет рычать взрослая собака, играя с хозяином, дру-гой собакой, или сама с собой, например, таская обыкновенную палку. Дистантная сигнализация содержит два основ-ных типа звуков — лай и вой. Лай в дистантной сигнализации выступает как сигнал тревоги или предупреждения. Для многих пород собак голос является одним из основных ра-бочих инструментов при совместной работе с чело-веком. У некоторых пород собак использование лая па работе - это настоящее искусство. В первую очередь к таким породам относятся зверовые лай-ки и гончие. При добыче промыслового зверя лай-ка молча ищет и идет по следу, и только увидев зверя, подает голос. Голос лайки должен разли-чаться в зависимости от того, какую дичь она на-шла и задержала; если это куница или соболь — лай злобный, белка — ровный и настойчивый. Голос гончей сильно отличается от голосов собак других пород — сильный, далеко слышный (доносчивый), обладает своеобразной мелодичностью. Хорошая гончая отдает свой голос горячо и с пол-ной отдачей лишь па гонном следу, а если собьет-ся со следа — должна замолчать. Норные охотни-чьи собаки также используют лай при охоте. Они должны облаивать зверя в поре, в непосредствен-ной близости от него. Но здесь лай необходим лишь как контроль за перемещением собаки в норе — норная собака лаем как бы отмечает свой путь под землей, и если зверь продвигается к выходу, охот-пик может взять под контроль нужные отнорки. Лай собак имеет четкие индивидуальные отли-чия. По лаю хозяин всегда выделит свою собаку из сотни других. Собаки некоторых пород любят лаять больше других. Обычно этим отличаются мелкие собаки. Собаки породы бассенджи (древняя африканская охотничья порода) не умеют лаять. Все остальные звуки бассенджи издают так же, как и собаки дру-гих пород. Вой- самый разнообразный тип вокальных сигналов. Для диких животных вой выполняет са-мые разнообразные функции, в числе которых из-вещение о своем местонахождении, территориаль-ное мечение. Усиление воя означает какие-либо осложнения и жизни группы или социальную изо-ляцию зверя. Вой у собак встречается значитель-но реже, чем лай - желание выть зависит от инди-видуальных склонностей. У собак бывает скорбный вой, когда, оказавшись в одиночестве, они подни-мают морду кверху и завывают. Воют собаки не только от одиночества. Одни собаки воют, привет-ствуя людей, другие воют от счастья, третьи воют под музыку.

ЕкатеринаФ: Визуальная коммуникация - передача инфор-мации посредством мимики, поз и движений. Всего у собак выделено около 90 стереотипных видоспецифических последовательностей движений. К ним относятся: изменения выражения морды, осуществ-ляемые путем движения ушей, носа, губ, языка, глаз, пасти, позы туловища, расположение и дви-жение хвоста. Так демонстрация клыков, оскаленность пас-ти - мимика, характерная для всех собачьих. Степень выраженности может быть разной: от малозаметно подергивающейся губы до оскала, сопровождающегося хорошо слышным рычанием. Причем самая опасная поза - наименее выражен-ная. При этой позе собака вероятнее всего может, перейти в нападение. Четко же выраженная де-монстрация служит как раз для предупреждения стычки. Важное средство выражения состояния у соба-ки - ее хвост. В спокойном состоянии он нахо-дится в обычном положении, характерном для по-роды. Угрожая, животное держит взъерошенный хвост напряженно поднятым вверх. Низкоранговые животные опускают хвост, поджимая его между ног. В движении хвоста важна быстрота и ампли-туда. Свободное помахивание хвостом наблюдает-ся во взаимодействиях дружелюбного характера. Во время ритуала приветствия помахивание хвос-том осуществляется интенсивно. О многом говорят и напряженность всего тела, поднятие шерсти на загривке и т. д. В стабильных группах настоящие драки бывают редко, в основном взаимодействия имеют форму демонстраций, в которых выявляется социальный ранг животного. Особенно отчетливо он проявляет-ся при встречах. Собака высокого статуса ведет себя активно, обнюхивает партнера, высоко подняв хвост. Низкоранговая собака, наоборот, поджимает хвост, застывает, давая себя обнюхать, окончательная поза подчинения — падение на спину с подставлением доминанту самых чувствительных зон своего тела. Между этими крайними позициями существует масса переходных состояний.




полная версия страницы